Практичное рукоделие из подручных материалов

Мастер-классы и полезные советы желающим творить из подручных материалов. Идеи и техники для интересных превращений в красивые и нужные вещи пластиковых бутылок, остатков пряжи, облицовочной плитки и других "полезных ископаемых" из квартирных и дачных залежей. Секреты вязания спицами и крючком, плетения из газетных трубочек и природных материалов, ткачества и шитья.

Шкатулки, картины, цветы и рамочки для фотографий, украшенные ракушками

Шкатулки, картины, цветы и рамочки для фотографий, украшенные ракушкамиЗа последние пару десятков лет морские и речные ракушки совершили большой "карьерный скачок": они перестали быть просто материалом для несложных любительских поделок, которые во все времена предлагали как непритязательные сувениры морские курорты. Сегодня их красота признана и в мире "высокого искусства", чему сильно способствовали синтетические клеи и отбеливатели. Первые заметно упростили сам процесс украшения выбранных предметов, а вторые с легкостью  вычищают всю грязь из мельчайших трещин с наружной поверхности раковин (подробнее об этом здесь). Если прибавить  к этому еще и то, что для украшения фоторамок и шкатулок прекрасно подходят мелкие раковины самых распространенных моллюсков (мидии, гребешки, устрицы, венусы, сердцевидки, прудовики, беззубки и прочие), то вряд ли стоит удивляться столь резко выросшему качеству вчерашних поделок, которые сегодня все чаще признают произведениями прикладного искусства. Используя приведенную ниже технологию можно попытаться создать нечто подобное и  украсить привезенными с заморских путешествий ракушками шкатулки или рамочки для фотографий, благо никаких специальных навыков или дорогих материалов для этого не потребуется.

Как это не странно может показаться на первый взгляд, но все подобные работы принято относить к мозаике из природных материалов и  главной сложностью  в ней признано наличие ракушек под руками творящего  в нужных для замысла цветах, количествах и без повреждений.  В качестве основы подойдет любой плотный материал: фанера, органическое стекло, пластмасса, прочный картон и даже ткань, которой нужно предварительно обтянуть нужный предмет и загрунтовать (в качестве грунта допускается и привычный клей ПВА). Желательно, чтобы поверхность основы была ровной, так с ней проще работать. Ее можно окрашивать, если по замыслу основа будет видна после украшения ее ракушками и цвет ее не подходит. Еще совсем недавно для этого использовали только водоэмульсионную краску, в которую добавляли немного гуаши для нужного цвета и клея ПВА для большего блеска. По традиции южных стран основу обязательно окрашивали в черный цвет лаком, на таком фоне, по мнению местных художников, красота морских и речных ракушек смотрится  гораздо выразительнее.  Воспользоваться ли с этими уже ставшими историческими способами подготовки основы или выбрать что-то более современное  для своей работы - это уже выбор мастера.

Эскиз картины из ракушек принято не рисовать, а выкладывать на подходящем по размерам картонном листе, чтобы добиться "наиболее выгодного их расположения для оптимального цветового решения"(цитата из энциклопедии по мозаике). Если говорить проще, то картины из ракушек "пишутся" медленно, отдельные детали ее перекладываются десятки раз и уже окончательно разработанный рисунок частями переносится на основу. При прикреплении к основе клеем принято заполнять всю полость раковины и приклеить ее, слегка прижимая к основе с усилием. Мастера предпочитают накрывать раковины лоскутом мягкой ткани или бумаги перед их приклеиванием для большей аккуратности работы.  Для создания картины не запрещается использовать кусочки раковин, которым с помощью кусачек или напильника придается нужная форма. Не считается зазорным украшать картины или рамочки для фотографий мелкими камушками или осколками, над гладкими формами которых потрудилась морская волна. В этом стиле считается уместным и дерево, если по нему заметно, что его внешний вид  изменил прибой.

Украшение шкатулки ракушками по технике можно сравнить с аппликацией и ведут ее по традиции как можно плотнее с небольшим прихватыванием выступов створок соседних раковин. Выступающий клей сразу удаляют с помощью тампона с растворителем. Если клеевой шов заметен, то его маскируют с помощью мелких раковин или их лома. Также стараются свести на нет просветы фона и  на торцевых кромках шкатулок. Есть мастера, которые предпочитают маскировать основу морским песком с обилием мельчайших осколков ракушек.

Немного о новых веяниях в изготовлении цветов из ракушек:

"Прилетели" они с южных морей, где букеты из подобных цветов стали уже своеобразной заменой восковым с той лишь разницей, что "старятся" они гораздо медленнее. Их по традиции прячут под стеклянными колпаками от пыли  и стоят они очень приличные деньги. Здесь те же сложности - наличие материала нужного размера и цвета. Говорят, что на азиатских рынках для ремесленников можно купить заготовки для ракушечных цветов - листы плотного картона, на которых с помощью кусочка ваты или синтепона приклеены десятки крупных и сотни мелких раковин. Сборка лепестков из таких деталей с "подошвой" быстросохнущим клеем - дело нескольких минут. Выступающие края ваты и картона аккуратно подрезают ножницами.

Сердцевину цветка может стать одна раковина соответствующей формы, две ее половинки, слегка обработанные напильником для большего сходства или несколько раковин, расположенных так, чтобы придать им округлую форму. Иногда цветы окрашивают в яркие цвета анилиновыми красителями или раскрашивают акварелью, чтобы добиться большего сходства с живыми цветами, но этот прием уже давно "не приветствуется" ценителями всего натурального, поэтому не стоит удивляться, если за ракушечный букет, покрытый бесцветным лаком для большей сохранности и блеска потребуют гораздо больше, чем за его раскрашенный дубликат.

Таковы сегодня "модные тенденции" в украшении шкатулок и рамочек для фотографий морскими и речными ракушками, а  также в изготовлении из них цветов и картин.

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Comments

Leave a Reply