Про темперные краски в росписи по дереву
Темперными принято называть краски, которые растирают либо на яичном желтке (классический вариант), либо на клеевом растворе ( их более современные разновидности). В древности ими расписывали практически все, но с течением времени их практически вытеснили из росписи масляные краски по двум причинам:
- в готовом виде последние способны храниться годами;
- они в разы дешевле.
Были времена, когда использование темперы практически ограничивалось двумя видами росписи: церковной и ряда народных промыслов, но прошло какое-то время и выяснился один существенный недостаток масляных красок - они склонны постепенно приобретать черные и желтые оттенки, в то время так темпера способна не изменять цвета столетиями и только по этой причине она стала снова такой востребованной.
Если говорить понятным многим языком, то роспись темперными красками относится к категории "люкс" и ее выполняют на предметах, которые должны радовать своих владельцев сочностью цветов не одно десятилетие.
Требования к качественным темперным краскам:
- они должны легко разводиться водою, а после высыхания, наоборот, ею не размываться;
- не растрескиваться после высыхания;
- при хранении в закрытых баночках и тюбиках не должны густеть, расслаиваться или плесневеть.
Любая темперная краска состоит из двух компонентов: пигмента и эмульсии, которые соединяются друг с другом на мраморной или гранитной доске и растираются курантом до полной гомогенности краски.
Важно: нежелательно при смешивании использовать металлические принадлежности из-за возможностей взаимодействия между металлом и компонентами краски.
Принято делить современные темперные краски в зависимости от эмульсии, применяемой для ее разведения, на:
- яичные;
- гуммиарабиковые;
- казеиново-масляные.
Первые две группы возникли еще в древние времена, третья заметно моложе.
Честно говоря, для желающих заняться росписью по дереву достаточно первой и третьей группы. Гуммиарабик (о нем было подробно рассказано здесь) используется в основном в реставрационных работах и его не настолько много, чтобы можно было предложить с ним работать многим мастерам, в наши дни темпера, замешанная на этом растительном клее, доступна в жарких восточных странах, где сохранились традиции и техники ее применения. Всем остальным остается для работы только темперы на яичной и казеинов0- масляной основе, а этого вполне достаточно для работы не только для начинающих, поверьте.
Вот и все кратко о достоинствах, видах и требованиях к качеству темперных красок для традиционных и современных видов росписи по дереву.
Tags: роспись > рукоделие как бизнес идея > старинные техники > темпера > технология
Comments
One Response to “Про темперные краски в росписи по дереву”
Leave a Reply
Октябрь 22nd, 2016 @ 21:47
Пасиб за идеи грунтовки, а то я за два года все подзабыла, вчера крахмалом разведенным в холодной воде грунтовала доску. А насчет гуаши, в кружке когда занимались научили в краску чуть-чуть ПВА добавлять, тогда нормально, в принципе самодельная темпера получается и дешевле.