Практичное рукоделие из подручных материалов

Мастер-классы и полезные советы желающим творить из подручных материалов. Идеи и техники для интересных превращений в красивые и нужные вещи пластиковых бутылок, остатков пряжи, облицовочной плитки и других "полезных ископаемых" из квартирных и дачных залежей. Секреты вязания спицами и крючком, плетения из газетных трубочек и природных материалов, ткачества и шитья.

Про особенности плетения простых лент из соломы и не только

ПоПро особенности плетения из соломы и не только материалам "Энциклопедии народных промыслов" и книги"Самоделки из природных материалов" (авторы Г. В. Бубейкина, Г.П. Гославская).

Из соломы культурных и дикорастущих растений с давних пор плели  чемоданы, хозяйственные и праздничные сумки, корзины, мужские и женские шляпы, коврики  и панно для украшения стен  крестьянских изб и городских домов. Из  всего того великолепия приемов в современных книгах, рассказывающих о возможностях соломы как декоративного материала,  принято уделять внимание в основном мозаике и изготовлению игрушек.  Такой выбор авторов легко объяснить двумя причинами:

1. Благодаря возможностям современных видов синтетического клея создание красивой мозаики из высушенных стеблей злаков превратилось в легкий по приемам и очень доступный по средствам способ украшения поверхности.

2. Игрушки из соломки давно уже не плетут на потеху детворе, они практически везде превратились в один из самых востребованных сувениров, что дает возможность заработать на их изготовлении  тысячам народных мастеров.

Такое повышенное внимание к этим двум видам использования стеблей злаков как материала для творчества  сильно задвигает на задний план плетение из соломы, которое еще совсем недавно уверенно шло "в передовиках". О том, насколько было популярно такое ремесло скажет хотя бы тот факт, что во многих городах еще совсем недавно по меркам истории  действовали десятки мастерских и цехов, которые с помощью машин и устройств расщепляли стебель соломы вдоль на ленты. Подобное сегодня редко где сохранилось и современные мастера вынуждены работать только с круглой соломой. Справедливости ради стоит сказать, что сам процесс плетения из расщепленной на ленты соломы мало чем отличается от  того, что создается из ее круглых стеблей, и все различия кроются во внешнем виде изделий, которые  из соломенных лент  получаются аккуратнее, тоньше и ажурнее.

Далее подробнее об особенностях плетения из соломы и не только.

С давних времен плели из соломы так: вначале из высушенных стеблей сплетали ленты,  которые затем сшивали в желаемую вещь. Сохранилось более ста способов их плетения и тысячи вариантов  сочетаний этих способов между собой, часть из которых уже признана народной традицией той или иной исторической области. Тем, кто хочет научиться этому древнему способу создания красивых вещей из природных материалов, лучше начинать с упрощенных лент из двух, трех, четырех, пяти и более соломин, чтобы понять насколько это просто и увлекательно. Интересно будет узнать об особенностях плетения лент и тем, кто предпочитает работать с газетной лозой или узкими полосками, нарезанными из пластиковых бутылок.

Сначала немного о подготовке соломы для работы: ее нужно обязательно замочить на 3 - 4 часа в холодной воде до работы. Старая высохшая солома потребует запаривания с последующим разглаживанием. Для этого соломенные пучки вынимают из уже остывающей воды, встряхивают, раскладывают на газетных листах тонким слоем и закатывают в них. Во время самого плетения пальцы  желательно периодически смачивать в теплой воде из-за большой предрасположенности соломы выскользать из сухих рук.

Еще один прием, заметно облегчающий работу при плетении лент не только из соломы: смазывание подушечек пальцев жирным кремом, который в наше время пришел на замену смальцу. Плести "жирными" пальцами получается гораздо быстрее, что особенно заметно при выполнении широких лент из десятка соломин или "осложненных" всевозможными зубчиками или переходами. Приятно и то, что пальцы не страдают от трения на сгибах во время работы и само изделие выглядит намного аккуратнее из-за возможности "придать плетению равномерную прочность утяжки" (так в книгах для мастеров называется умение в плетении сочетать красивый внешний вид с прочностью).

Все чаще плетут ленты из полосок, нарезанных по кругу из пластиковых бутылок. Найти их в достаточном для плетения небольшой работы количестве для многих гораздо проще, чем заготовить пару тысяч высушенных по всем правилам соломин. Режут пластиковые бутылки от дна к горловине на длинные  узкие ленты, стараясь избежать "заусениц" по краями, которые сильно осложняют сам процесс плетения и портят внешний вид работы.

Про особенности плетения из соломы и не толькоСамый простой вариант ленты - "двойка", рисунок плетения которой показан слева. Используется такая лента для отделки  и окантовки края работы.Выполняется из заранее расплющенных соломин или лент.

Важно: предлагаемый рисунок плетения ленты из двух соломин, как и те, что объясняют процесс плетения более сложных лент, взят из хрестоматии по рукоделию, опубликованной еще в 60 -е годы. По нему гораздо проще понять, как из соломин получается лента, но совершенно не ясно, что или кто заставляет их находиться в нужном положении в самом начале работы. Все предельно просто: нужный прямой угол между соломинами раньше удерживался с помощью хлопковой или льняной нити, которые современные мастера все чаще заменяют прочным клеем. Так же фиксируется лента и в конце плетения.

При переплетании соломины или полоски из пластиковых бутылок плотно прижимаются друг к другу. Если одна из соломин заканчивается, то  на нее сверху кладут новую и продолжают плетение. Получается "гармошка", которая в слегка растянутом виде смотрится лучше.

Про особенности плетения из соломы и не толькоЛента "тройка" - это самый простой вариант "косички", которой с ранних лет заплетают девочкам волосы в косы с единственным отличием: она выполняется из круглых стеблей соломы.

В свое время меня во время обучения заставили сплести пару-тройку километров ленты "тройки" и сегодня я прекрасно понимаю зачем. В статье легко написать, что каждый загиб соломины при плетении нужно прижимать плотно, чтобы она при этом красиво и ровно расплющивалась в ленту. Сама лента должна при этом получаться без просветов и стягиваний по краям и различия в ее ширине по всей длине плетения не должны бросаться в глаза. Такие требования к аккуратности осложняются еще и постоянными накладываниями новых соломин с небольшим заходом сверху на уже оканчивающиеся и нужно обязательно проследить за тем, чтобы они в месте удлинения были одинаковой толщины. Еще одна "головная боль" во время работы - сильно разражающая начинающих хрупкость соломенной ленты или плетешка, как их называют мастера, которая осложняется еще просто потрясающим умением колец ленты связываться друг с другом узлами. Чтобы избежать всего этого соломенную ленту накручивают на небольшую дощечку или руку по мере ее удлинения. Дабы все указанные сложности не отбивали окончательно желания научиться плести сегодня принято учить этому ремеслу на узких полосках из порезанных по кругу пластиковых бутылок, которые желательно выбрать разного цвета.

Важно: даже у самых великих мастеров плетения соломенная лента не получается идеально ровной и плоской. Сильно портит внешний вид во время работы и торчащие в разные стороны концы соломин, которые подрезают уже после окончания плетения. Готовую ленту размачивают в воде, проглаживают умеренно горячим утюгом и только после этого можно понять насколько ровной и плоской она получилась.

Лента "четверка" (она же четырехконцовка, она простая четверка, она же основная). Самая распространенная из простых вариантов лент и именно ей выполнено большинство шляпок и сумок. К ее плетению лучше учиться после небольшой практики на "тройке", когда уже можно не задумываться о нужном угле при каждом сгибе соломин, об отсутствии просветов, то есть  появились хоть небольшие навыки плетения. Про особенности ее выполнения мастера говорят так: "левая - назад, правая - вперед", то есть соломины или полоски с левой стороны переплетаются назад, а те, что справа - наверх и так попеременно и ведут плетение. Закрепление соломин под нужным углом в начале и конце плетения, удлинение их во время работы и проглаживание ленты не отличается от того, что было рассказано для ленты - "тройки".

Небольшое дополнение  для газетных трубочек: из них тоже можно плести ленты, но желательно на первых порах подбирать для работы те, что без текста. О том, как нужно соединять их между собой было рассказано здесь.

Вот и все кратко про особенности плетения  простых лент из соломы и не только.

рассказать друзьям и получить подарок

Comments

Leave a Reply