Практичное рукоделие из подручных материалов

Мастер-классы и полезные советы желающим творить из подручных материалов. Идеи и техники для интересных превращений в красивые и нужные вещи пластиковых бутылок, остатков пряжи, облицовочной плитки и других "полезных ископаемых" из квартирных и дачных залежей. Секреты вязания спицами и крючком, плетения из газетных трубочек и природных материалов, ткачества и шитья.

Предварительная обработка при рописи по дереву. Подробно о циклевании

Предварительная обработка при рописи по дереву. Подробно о циклеванииНачало рассказа о подготовке деревянной поверхности к росписи.

Чаще всего под предварительной обработкой дерева при подготовке к росписи "скрываются" две операции: штатлевание и грунтование, к которым в зависимости от размера пор дерева может прибавляться и порозаполнение (простите за тавтологию, но иначе не получается).  К другим разновидностям  подготовки относятся пришабривание, отбеливание, обессмоливание и удаление ворса с поверхности под роспись и несколько других уж слишком редких и специфичных операций. Сразу хочется сказать, что далеко не все описываемые этапы предварительной подготовки нужно будет обязательно выполнять при работе над любым изделием.

О каждом из них будет рассказано ниже в подробностях, но что именно из всего рассказанного выполнять зависит от характера изделия, то есть от его формы, вида отделки и краски, нанесения на поверхность сплошного или прозрачного покрытия и других технологических подробностей.Так, например,  при подготовке больших поверхностей под непрозрачную современную технику росписи принято ограничиваться циклеванием и шлифованием, если требования к отделке повышенные или участок под традиционный вид  роспись небольшой, то принято применять пришабривание.

Немного о подводных камнях предварительной обработки: все недочеты ее выполнения, пренебрежение теми или иными этапами сильно сказывается на внешнем виде изделия, что обычно проявляется  только после окончательной отделки изделия. Так, кривизна и волнистость поверхности дополнительно подчеркивается лаком, пренебрежение обессмоливанием  не позволяет качественно выполнить роспись, а оставшиеся жировые пятна и ворс перечеркивают своим присутствием весь эффект от лакирования.

Далее подробнее о циклевании.

Циклевание, а именно ручной вариант ее выполнения, принято использовать  при обработке гладких  и плоских поверхностей. Допускается в ручной росписи по дереву работать как с металлическими, так и со стеклянными циклями.  Цилиндрические  поверхности, а это обычно посуда, шкатулки, браслеты, обрабатываются циклеванием вручную гораздо реже и только стеклянными циклями.

Этапы циклевания:

  1. Обрабатываемое изделие закрепляют на столе или верстаке таким образом, чтобы  поверхность, которую собираются  циклевать,  находилась сверху. Еще одна облегчающая работу рекомендация от мастеров: место для закрепления нужно выбрать так, чтобы в процессе обработки была возможность работать циклей во всех направлениях совершенно свободно.
  2. Сначала работу циклей ведут под углом 45 градусов по отношению к волокнам древесины, это так называемое диагональное циклевание, затем вдоль волокон, которое среди мастеров известно как продольное циклевание.

Задачей диагонального циклевания является создание максимально плоской поверхности. Сначала циклюют по диагонали в одном направлении, а затем опять же по диагонали, но в направлении перпендикулярном первому. После диагонального циклевания поверхность получается неровной, видны следы такой диагональной обработки. Их то должно удалить   продольное циклевание, в результате должна получиться ровная поверхность "без холмов и впадин".

Как работают циклей:

Циклю  принято брать двумя руками  как с правой, так и с  левой стороны соответственно и  надавить на нее при этом большими пальцами, чтобы добиться ее небольшого выгибания. Делается это для того, чтобы края цикли снимали с деревянной поверхности стружку, а не просто ее царапали. Работать циклей можно как по направлению к себе, так и от себя, выбор направления целиком зависит от удобства работающего.

Часто начинающие слишком уж заостряют внимание на том, чтобы постоянно поддерживать угол наклона цикли к волокнам из-за чего циклевание как обработка деревянной поверхности уходит на второй план. А ведь важен не сам угол наклона, а то, чтобы при движении циклей снималась стружка, и если при этом цикля отклонится на пару градусов в плюс или минус от требуемых 45 градусов ничего страшного с точки зрения технологии не произойдет. При движении вдоль волокон цикля снимает гораздо более тонкую стружку, чем при диагональном движении.

Для более легкой и продуктивной обработки важно следить за тем, чтобы цикля всегда была достаточно острой. Еще одно пожелание для облегчения работы: желательно сохранять угол наклона цикли к поверхности до конца движения и не изменять силу нажима  во время ведения.

Важно: как и работающему, так и цикле нужен отдых, желательно время от времени делать небольшие перерывы. Работающему такая передышка даст возможность отдохнуть, ведь циклевание требует значительных физических усилий, а цикля за это время остынет.

Таковы основные этапы предварительной подготовки деревянной поверхности к росписи и особенности выполнения циклевания вручную.

рассказать друзьям и получить подарок

Comments

Leave a Reply