Практичное рукоделие из подручных материалов

Мастер-классы и полезные советы желающим творить из подручных материалов. Идеи и техники для интересных превращений в красивые и нужные вещи пластиковых бутылок, остатков пряжи, облицовочной плитки и других "полезных ископаемых" из квартирных и дачных залежей. Секреты вязания спицами и крючком, плетения из газетных трубочек и природных материалов, ткачества и шитья.

Мозаика из камня или гальки. Часть 1. Создание рисунка.

Фрагменты знаметитых мозаик из Пелле

Узорная мозаика из гальки считается самым простым вариантом декоративной мозаики из камня. В научной литературе и не только ее можно встретить под названием пелльской мозаики или мозаика Пеллы.

Небольшая справка: Пелле - столица древней Македонии, при раскопках которой были обнаружены очень хорошо сохранившиеся полы, украшенные узорами из разноцветных мелких камней. Те работы признаны шедеврами мозаичного искусства, настолько продумано в них сочетание цветов в очень сложном по замыслу рисунке.
Существует несколько способов создания мозаики из гальки и и тот, что  предлагается ниже  наиболее простой их них.
Сначала о материале для работы: подойдет любая галька величиною от крупной  вишни до среднего куриного яйца. Не обязательно, чтобы она была гладкой и отшлифованной водой до овальной формы. Можно использовать  и то, что далеко от идеала и даже более того, если подбирается материал для мощения дорожки или украшения стены, то лучше подбирать камни с выступами. Они гораздо прочнее закрепляются в цементном растворе.
Небольшая информация из учебника по мозаичным работам: мозаика из гальки - одна из немногих, что допускает "смешивание" материалов. Разрешается использовать небольшие кусочки отделочной плитки, осколки стекла, морские ракушки или их части интересной формы. Нет ограничений и в выборе камней. Отменено даже ранее существовавшее требование, обязывающее придавать их краям округлую форму. Современные затирочные пасты способны замаскировать любые "погрешности" формы.
Работу по изготовлению мозаики из камня можно условно разделить на два этапа: создание рисунка и заливка его скрепляющим раствором. Далее подробнее о первом этапе.
Мозаика из камня или гальки. Часть 1. Создание рисунка.Еще в 20-ом веке рисунок мозаики из гальки создавался примерно так же, как это делали неизвестные мастера Древнего Мира и любые попытки внести небольшие поправки в технологию воспринималось как кощунство. Связано такое неприятие было в первую очередь со страхом, что со временем весь процесс ее изготовления удастся механизировать и мастера потеряют работу, а сама мозаика как вид декоративно-прикладного искусства обесценится. Честно говоря, такие попытки предпринимались и предпринимаются до сих пор, но камень как материал слишком разнообразен по форме и цвету и создавать сложные рисунки из него пока не под силам самым «умным» машинам, поэтому мозаичные работы из камня как украшение интерьеров, садов и зданий и по сегодняшний день создаются вручную.
Справедливости ради, стоит сказать, что небольшие изменения в технологии все же произошли, поэтому существует два способа создания рисунка мозаики из камня: традиционный на песке и современный на пластилине.

Огромным преимуществом современного способа изготовления мозаики признается то, что  он дает возможность создавать рисунок на ее "лицевой стороне", только эта и стало причиной значительных перемен в технологии столь  консервативного по средствам искусства. Отличаются способы   только временной основой, на которой создается эскиз рисунка и по мнению не только мастеров замена песка пластилином заметно облегчила  и саму работу над мозаикой. Судите сами:
1. При традиционном способе песок нужно заранее подготовить: удалить из него камешки, части засохших растений ,комочки глины и просто случайно попавший в него мусор. Затем песок нужно промыть, чтобы окончательно удалить грязь. Лишь только после того, как вода над ним будет оставаться при перемешивании прозрачной, песок можно просушить. Такая требовательность к чистоте позволяет избежать прилипания песка к камням, что сильно сказывается на качестве мозаики. Пластилин же такой подготовки не требует, нужно только купить не тот для предлагается для детского творчества, а специальный скульптурный или для декоративных работ.
2. Песком нужно засыпать рамку-опалубку примерно на три четверти ее высоты и выровнять его дощечкой. Между рамкой и столом или любой другой рабочей поверхностью не должно быть щелей, иначе песок будет высыпаться и его поверхность перестанет быть ровной. По традиции опалубку прикрепляли к столу по периметру глиной, что позволяло избежать появления щелей, но сдвинуть ее до окончания работы над эскизом было невозможно. В современном способе все гораздо проще: нужно брусок пластилина раскатывают в пласт толщиной 2 – 4 см, к которому прикладывают опалубку и по ее оттиску на пластилине вырезают "временную площадку" для эскиза. Поддерживать ее опалубкой не придется.
Немного о подготовке камней или гальки для работы: обычно предварительная подготовка такого материала ограничивается только мытьем в теплой воде с мылом или  чистящим средством с помощью жесткой щетки, которая способна удалить грязь из самых мелких трещин. В последнее время в продаже появились специальные растворы для очищения камня. Часть из них способна заставить камни сверкать от чистоты, но состоят они из настолько агрессивных веществ, что стоит десять раз подумать прежде, чем принести подобное в дом.
В разработке эскиза разницы между традиционным и современным способом изготовления мозаики нет. Он либо заранее рисуется на листе и используется как руководство по укладыванию камней, либо его просто нет, а есть только замысел, тогда колорит и композиция решаются сразу на материале.
Раньше камни старались вдавливать в песок так, чтобы наиболее плоская грань оказывалась сверху и очень много из них «уходило в брак» из-за своей овальной или округлой формы. По этой же причина не очень жаловали мастера и гальку, которая из-за своих отшлифованных морем форм плохо держалась в закрепляющем слое мозаики. Чуть позже камни научились разбивать на половинки, четвертинки и так далее. Это умение сильно изменило внешний вид мозаики и требования к материалу.

Дорожки из расколотой пополам гальки настолько понравились публике, что сегодня из нее и создается большинство мозаичных работ. Тех , кто желает создать самостоятельно нечто подобное, хочется сразу предостеречь от возможного разочарования: работать на быстро застывающем растворе могут очень немногие мастера, к которым такое умение пришло только после нескольких лет практики.
В рисунок камни укладывают либо максимально плотно друг к другу , либо с промежутками, которые затем заполняются скрепляющим раствором. Последний можно при желании подкрасить минеральными или органическими пигментами.
Если говорить об особенностях выбора рисунка для мозаики, то нужно помнить, что мозаичные изображения отличает четкость и не стоит с ее помощью пытаться говорить языком живописи, слишком уж различны они по технике.

Далее о том, как закрепить созданный рисунок из камня.

 

рассказать друзьям и получить подарок

Comments

Leave a Reply