Масляные краски в традиционных и современных видах росписи по дереву
Масляные краски, используемые в различных техниках росписи по дереву, обычно представляют собой смесь пигментов в высыхающих маслах. Более дешевые их варианты принято разбавлять олифой, те, что подороже - льняным маслом. В традиционной росписи, особенно в тех ее видах, что веками связаны с церковной культурой, принято разводить краски маслами, получаемыми холодным прессованием из растений жарких стран, но особенностью любого масла, используемого в качестве растворителя, является свойство медленно сохнуть, что на сегодняшний день признается существенным минусом масляных красок, хотя мастера и не признают эту особенность для росписи по дереву чем-то существенным.
Сегодня редко где изготавливают масляные краски самостоятельно, предпочитая работать с тем, что предлагает промышленность. Те из них, что подходят для росписи, принято разделять на краски-пасты и готовые краски. Первые являются пигментами, затертыми на олифе, и нуждаются в разведении ею же или каким-то другим растворителем, вторые - уже доведены до рабочей консистенции, но она не для всех этапов и видов росписи подойдет.
Для традиционных и современных видов росписи по дереву допускается использование как эскизной краски в банках, так и художественной в тюбиках. Считается, что лучше иметь под руками, как можно больше цветов, что позволит создавать богатую палитру, но в это утверждение вступает в противоречие с тем фактом, что при росписи в традиционных техниках принято использовать очень ограниченное количество цветов.
Допускается в росписи по дереву для разведения масляных красок использовать специально созданные для них растворители, хотя кое-кто из мастеров предпочитает их готовить самостоятельно, смешивая в равных частях уайт-спирит, олифу "оксоль" и сиккатив №63 или № 64. Кое-кто просто добавляет к уже готовым масляным краскам сиккатив (5 - 10% от общего веса), что заметно ускоряет высыхание. Кроме того, существуют и традиционные предпочтения в той или иной технике, так, например, масляные краски для росписи под хохлому принято разводить скипидаром.
Важно: добавление скипидара и уайт-спирита снижает вязкость краски, уменьшает прочность и блеск уже готового покрытия, что далеко не всегда желательно.
Наиболее часто возникающий вопрос при выборе масляной краски для росписи: какой именно густоты она должна быть?
На этот вопрос нет однозначного ответа, все зависит от выполняемой работы. Так, для собственно росписи она должна быть густой, а для грунтования или окрашивания фона - жидкой, такую консистенцию принято называть малярной.
Делятся малярные краски еще на лессировочные и кроющие. Первые прозрачны, особенно при накладывании их тонким слоем, вторые полностью закрашивают поверхность. Зависит данное свойство красок от входящих в них пигментов и их способности впитывать масло. Пигменты лессировочных красок гораздо более "прожорливее" в этом направлении, чем кроющие.
В росписи по дереву принято накладывать лессировочные краски на уже полностью высохшие кроющие, чтобы проявить или, наоборот, убрать тон или цвет. Принято к основным лессировочным краскам относить краплак, ультрамарин и изумрудную зеленную, а к кроющим - цинковые и свинцовые белила, киноварь и окись хрома.
Вот и все кратко о масляных красках, подходящих для росписи по дереву.
Tags: роспись > рукоделие как бизнес идея > старинные техники > технология
Comments
Leave a Reply