Классический гербарий, правила качественной сушки растений.
Интерес к созданию гербария может появиться у мастеров, работающих в совершенно разных техниках с материалам, природа которых сильно отличается друг от друга. В современном творчестве место сухим растения найдется и в рукотворной бумаге для дизайна, и в авторской бижутерии, и в новогодних елочных игрушках. Для большинства само слово "гербарий" прочно связано со школьными уроками ботаники. Учителя предлагали для его изготовления самый простой и доступный вариант - засушить несколько маленьких растений или небольшие части крупных между листами старых книг или газет, затем наклеить наиболее удачные экземпляры на альбомные листы. Очень "ученическое" качество тех работ было платой за легкость, которая упростила одни и "выбросила" другие этапы его изготовления. Настоящий классический гербарий требует от своих создателей аккуратности и терпения. Обилие материала для работы здесь сочетается с очень жесткими условиями для их качественной сушки, нарушение которых грозит изменением цвета растений, их бледностью и хрупкостью.
Для создания классического гербария требуется пресс из десятка листов тонкой фанеры нужного размера с небольшими отверстиями , расположенными через равные растояния по всей поверхности. Толщина листов должна быть равна или чуть больше 10 мм, скрепляют их между собой стальными шпильками с нарезкой длиной не менее 10 см с помощью шайб и гаек. На первых порах при работе с не очень сочными и большими растениями можно обойтись и просто десятком фанерок указанной выше толщины. Такое требование к толщине не случайно, практика доказала, что при использовании более тонких листов фанеры или просто бумаги трудно сохранить без изменений цвет растений и придать им ровную плоскую поверхность. Еще одно правило: площадь фанеры должна быть гораздо больше, чем площадь высушиваемых растений, поэтому для сушки небольших листиков и соцветий стоит подготовить для работы заготовки из фанеры со сторонами 20 - 25 см.
Материал для классического гербария обычно собирают все лето и первую половину осени. Желательно заняться этим в первой половине дня, особенно при заготовке цветов. Весь собранный материал нужно сушить как можно быстрее, обязательно перед закладкой под пресс нужно расправить каждый лепесток и листик , постараться придать им наиболее интересное расположение.
Небольшой практический совет: в классическом гербарии на первое место выходит форма растений, поэтому дикорастущие растения, листья и цветы которых отличает множество мелких деталей, выглядят гораздо привлекательнее их культурных собратий.
Для сушки сочных листьев и цветков нужно запастись фильтровальной или оберточной бумагой ( можно использовать и туалетную, даже не самого высокого качества). Листом бумаги покрывают заготовку из фанеры, затем на неё кладут растение или его часть, накрывают другим листом бумаги и только затем прижимают другой заготовкой из фанеры. Бумагу нужно будет несколько раз заменить, точное количество смен зависит от "сочности" растений.
Одно из главных условий для изготовления и хранения классического гербария - температура и сухость окружающего воздуха. Высушенные растения предпочитают умеренную комнатную температуру (не более 20 -25 градусов) и очень боятся сырости, поэтому у мастеров, которые заготавливают для работы тысячи растений, в местах их хранения установлены простые приборы ее контроля. Такая простая предосторожность позволяет иногда сохранить то, что заготавливалось месяцами и хранилось годами.
Сложнее всего сохранить синий цвет, который без специальной обработки обычно при хранении быстро превращается в светло-бежевый или желтый." Спасти" цвет обычно удается с помощью денатурированного спирта, в который примерно на минуту погружают отдельные крупные лепестки или целые соцветия мелких цветочков синего цвета перед тем, как положить их сушиться под пресс. В большинстве случаев этой процедуры бывает достаточно для сохранения цвета.
Хранят высушенные растения или их части в неглубоких коробках или папках, переложив каждый из них листом тонкой бумаги. Далее работают с ними только с помощью пинцета, что связано не только с хрупкостью материла, но и с тем, что то мизерное количество жира, которое обычно покрывает кожу рук, может изменить цвет растения и восстановить его будет очень сложно. "Боится" цвет и солнечных лучей, которые просто сжигают его за очень короткое время.
Несколько отдельно стоят в классическом гербарии осенние листья, среди которых при желании можно найти настоящие шедевры цвета и композиции от самой природы. Их заготовка чаще всего осложняется влажной погодой и теми небольшими загрязнениями, которых не избежать при собирании опавших листьев. Удаляют грязь с помощью простой чистой воды, чистые листья высушивают при комнатной температуре, разложив их на поверхности рыхлым тонким слоем, и уже сухими помещают под пресс. Дальнейшие условия хранения ничем не отличаются от тех, что были описаны выше.
Comments
Leave a Reply